Десять лет назад в выставочном пространстве Малого манежа в   Москве проходила фотовыставка Анатолия Гаранина — фотографа с прекрасным вкусом, наблюдательного и требовательного к себе автора.
Первый раз я увидел этого человека в начале восьмидесятых, когда стал работать в легендарном журнале «Советский Союз».

Анатолий Гаранин на Красной площади, весна семидесятых

Если Вам было интересно, можете поддержать сайт: https://yoomoney.ru/to/41001456242647

 
Тогда Анатолию Сергеевичу уже исполнилось семьдесят, и снимал он немного, лишь иногда выполняя редакционные задания. Фотографировали в то время на фотоплёнку, и Гаранин старался приносить на редакционные показы фото, отпечатанные им самим в небольшой домашней фотолаборатории.
«Разве я могу доверить печать кому-либо другому, — говорил он, насупив брови. — Ты же понимаешь, что творческий процесс должен быть завершен только автором, поэтому и печатать свои картинки он должен сам».
Обычно Гаранин брал в фотолаборатории журнала пачку фотобумаги, при этом сетовал, что опять дали старую:» Не хотят давать мне венгерскую фотобумагу «Форте», но, ничего, и на нашей, переяславль-залесской, сделаю хорошие отпечатки.» И потом, когда на редакционный стол ложились готовые гаранинские фотографии, и все отмечали отменное качество, Анатолий Сергеевич опять недовольно ворчал, вспоминая прижимистое руководство фотолаборатории.
Помню, мы с ним разговорились, и Гаранин немного рассказал о своей семье, о своём больном младшем сыне, которому требовались дорогие лекарства. Видно было, что заказов у него мало, сил ездить по утомительным командировкам уже нет, да и семейные неурядицы выбивали его из колеи.
Со смертью Владимира Высоцкого театр на Таганке, в котором Анатолий Гаранин снимал почти с момента основания, стал утрачивать популярность, и театральные фотографии мастера публиковались мало. Иногда его приглашали на творческие концерты в Пушкинский музей. Его бывший директор Антонова ценила Гаранина и доверяла ему многие съемки. Но все эти подработки не делали Гаранина обеспеченным человеком, а ходить по редакциям и предлагать свои снимки он не мог: статус не позволял.
Сказать откровенно, после смерти Мастера, очень многих волновала судьба гаранинского фотоархива. Но, слава Богу, он оказался к надежных руках старшего сына Анатолия Сергеевича, передавшего или продавшего бесценные негативы своего отца в фотоагентство РИА «Новости». Очень хорошо, что фотоархив прекрасного фотографа остался в стране и стал национальным достоянием, а не оказался распылённым по мелким коллекционным собраниям, как это произошло с богатейшей фототекой журнала «Советский Союз».
Последний раз я увидел Анатолия Сергеевича ранней весной 1990 года. Он сидел с супругой, сморщенной бледной старушкой, на показе модного дизайнера и иногда снимал стареньким Никоном проходящих мимо моделей. Лицо его не выражало особого интереса к происходящему: скорее он снимал по инерции не в силах просто наблюдать, не фиксируя увиденное на фотопленку. » А, привет, и ты здесь.., — сказал он и тихо добавил — Что-то мне кажется, что страна скоро рухнет, и нашему журналу осталось жить недолго…» Мудрый Гаранин был прав — рухнула Держава, которую он воспевал в тысячах снимках, и вместе со страной тихо умер журнал «Советский Союз». Правда остались жить отличные гаранинские снимки, по которым можно проследить историю советской эпохи.

Раньше, как известно, снимали на фотоплёнку, которую фотографам обычно выдавали в тридцатиметровых рулонах. Приходилось наматывать её  вручную  в светонепроницаемом мешке, как это делает сейчас Гаранин.

Вот с таким количеством фотоаппаратуры  выезжали фотокорреспонденты журнала в командировки в начале шестидесятых. Несколько фотокамер, оптика, мощный свет, штатив… На снимке: Анатолий Сергеевич возвращается со съемки в гостиницу, проходя мимо огромного плаката из советского агитпропа.

Пушкинская площадь в Москве незадолго до войны

Одна из самых известных фотографий Гаранина «Жизнь за Родину», 1942 год

Ускоренные военные курсы, 1941 год.

Военный фотокорреспондент Анатолий Гаранин перед вылетом на задание, 1943 год

Жанровая сценка в Москве, 1944 год

Духи в подарок, пятидесятые годы

Режиссер театра на Таганке Любимов, шестидесятые годы

Владимир Высоцкий и Марина Влади, шестидесятые годы

Высоцкий и Смехов во время спектакля, шестидесятые годы

Высоцкий и Влади в театре на Таганке, начало семидесятых

Театральный капустник. За Высоцким — Анатолий Гаранин, поставивший фотокамеру на автоспуск и снявший себя вместе с певцом, начало семидесятых.

На кадре справа — главный редактор журнала «Советский Союз» Николай Грибачев, возглавлявший издание несколько десятилетий. В советское время считался большим писателем и поэтом.  Сейчас мало кто вспомнит такого писателя. Забыт окончательно. Снимок сделан в шестидесятые годы.