Фотографии, сделанные в начале двадцатого века, могу рассматривать часами. Мысленно представляю себе, как фотограф с громоздкой деревянной фотокамерой вставляет в пазы кассету с закреплённой стеклянной фотопластинкой и, выбирая момент, нажимает на тросик, прикрепленный к спуску затвора.
Потом, в фотолаборатории, пластинка бережно проявляется, сушится и с неё, на контактном станке, делается позитив. Как правило, снимок наклеивается на паспарту с вытесненным именем автора и выставляется в витрину фотостудии. Скорее всего, эта работа фотографа, запечатлевшего город, создана им «для души». Ну, может быть, фотографию получится опубликовать в газете, а может какой-то увлеченный коллекционер купит снимок с витрины. А в основное рабочее время фотограф снимает портреты и семейные фотографии.
Проходят десятилетия и из архивов достаются вот такие, чудом сохранившиеся снимки. Они вызывают восхищение и неподдельный интерес. Правда, мало кто понимает, сколько усилий надо было приложить тогда фотографу, чтобы создать вот такие шедевры. Теперь, в цифровом веке, люди снимаю всё подряд камерами мобильных телефонов и, как правило, изображения, созданные нашим современником, живут недолго, уступая в памяти электронного устройства место всё новым и новым картинкам с ограниченным сроком жизни.
На снимке: женщина-фотограф снимает Берлин, 1910 год
Москва, недалеко от Арбата, 1914 год
Йоханнесбург, Южная Африка, 1910 год
Мехико, военный парад, 1910 год
Токио, дом терпимости, 1888 год, раскраска
Сайгон, Вьетнам, 1912 год
Стамбул — Константинополь, 1900 год, раскраска
Шанхай, Китай, 1900 год
Нью-Йорк, США, 1900 год
Санкт-Петербург, 1905 год
Багдад, Ирак, 1909 год
Лондон, 1893 год
Пекин, Китай, 1903 год
Мумбаи, Индия, 1910 год
Тегеран, Иран, 1910 год
Токио, Япония, 1880 год, раскраска
Париж, Франция, 1902 год
Каир, Египет, 1910 год, раскраска
Санта-Моника, Калифорния, 1901 год