Гениальная работа фотографа Александра Птицына «Нефть Сибири» создана в союзе с главным художником журнала «Советский Союз» Александром Житомирским, расцвет творчества которого пришёлся на сороковые-шестидесятые годы. Фотомонтажи Житомирского были узнаваемы и популярны. Говорят, Гитлер даже включил художника в число своих личных врагов, которых приказал повесить, как только фашисты возьмут Москву.

Изначально была поставлена задача — сделать некий снимок — образ к материалу о нефтяниках. Перебрали сотни фото и решили сделать фотомонтаж. Сначала фотограф и художник выбрали изображение с отраженной в нефтяной луже нефтяной вышки. Потом они решили поместить эту фотографию в «руки работяги».

 

Фотограф перешел дорогу и оказался в соседнем помещении, где шел ремонт. Увидев человека с камерой, строители остановили работу и с удивлением посмотрели на Александра Птицына.

«Руки вверх», — скомандовал удивленным рабочим Птицын и после короткого осмотра стал фотографировать заскорузлые ладони пожилого строителя, сложенные лодочкой. Затем Житомирский вырезал изображение нефтяной вышки и разместил его в мозолистых ладонях. Оставалось только сделать репродукцию этого фотомонтажа и предложить снимок журналу. Он понравился редколлегии и был помещён на разворот.

Жаль, что в далёкие шестидесятые не задумывались об авторском праве на снимок: его опубликовали крупнейшие мировые издания и творческая пара Житомирский-Птицын могла озолотиться. Кстати, эту работу «Нефть Сибири» воспроизвели на обложке в восьмидесятых в венгерском журнале, а на следующий день вдруг я увидел в Будапеште Александра Птицына. Он был в хорошем костюме с галстуком и снимал «Никоном» архитектуру, не замечая окружающих.